30-е гг. XX в. - время коренного пере­устройства общества, сложный и противо­речивый период развития нашей страны. Высокие темпы индустриализации, коллек­тивизации и наращивания военной мощи требовали массовой мобилизации насе­ления. Для привлечения трудящихся на стройки страны партийное руководство ис­пользовало пропаганду, а одним из средств пропаганды, как указывает М.А. Чегодаева, стало новое изобразительное искусство [11].

Искусство, начиная с 1929 г., стало об­ретать все большее идеологическое и политическое звучание. Приоритет со сто­роны власти, как отмечает М.Ю. Герман, стал отдаваться реалистическому направ­лению повествовательно-литературного, передвижнического толка - остросоциаль­ному и понятному широким эстетически неподготовленным массам [2, с. 220]. Отно­сительный плюрализм 1920-х гг. в области художественного творчества был ликви­дирован постановлением ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 г. «О перестройке литературно­художественных организаций». Была созда­на единая организация - Союз советских художников, творческие установки которой «декретировал сам И.В. Сталин формулой “социалистический реализм”» [4, с. 257]. Союз художников являлся формой управ­ления художественной деятельностью, ос­новным методом которой стал соцреализм, а целью - изображение жизни в её револю­ционном развитии. Как пишет М.С. Каган, это была уже культура не персоналистского типа, а квазисоциалистического, в котором «свобода мышления и творчества подавля­лась единым, насильственно внедрявшимся социальным идеалом и единой иерархией ценностей», боровшаяся с любыми проявле­ниями свободы мышления [4, с. 242]. Центральной задачей пропаганды средствами искусства стало формирование «нового советского человека» [7]. Были определены темы искусства - от героики революции до

трудовых будней, одной из наиболее поэ­тизированных художественных категорий стал труд. Искусство было поставлено в жес­ткие антицерковные рамки.

Культура Кольского Севера в 1930-е гг. развивалась под воздействием глобальных социокультурных процессов. Официальной задачей изобразительного искусства в Запо­лярье являлось отображение в художествен­ных произведениях роли партии и советс­кого человека в борьбе за освоение Севера. Отделения Союза советских художников в Мурманске не было, и изобразительное искусство в регионе развивалось благодаря деятельности приезжих художников.

Рассматривая искусство как агитацион­ную деятельность, правительство стреми­лось привлечь творческую интеллигенцию к работе на социалистических стройках в разных уголках страны [1, с. 163]. Совнар­комом РСФСР, Наркомпросом, Всекохудожником и МОССХ было организовано плано­вое участие художников реалистического направления в экспедициях на советский Север. Итогом этих командировок стали многочисленные живописные и графичес­кие работы, доминирующее место в кото­рых занимали пейзажи, но, уже в основном с индустриальными мотивами, показыва­ющими результат деятельности человека в новых социально-экономических условиях.

Они «художественно-документально» фиксировали модернизационные процес­сы в регионе, приметы нового уклада жиз­ни, изменения в жизни коренных народов Севера. В советской живописи создавался новый образ Заполярья, как «стройки на краю земли» [3, с. 33-38]. А.М. Горький пи­сал: «в Мурманске особенно хорошо чувс­твуешь широту размаха государственного строительства» [3, с. 245].

Художники, командированные на Коль­ский полуостров в 1930-е гг., работали так­же над жанровыми картинами и портрета­ми. Именно портрет, образ человека новой эпохи - строителя этого индустриально­го мира, занимал одно из ведущих мест в изобразительном искусстве как страны, так и региона. На Кольском Севере главными героями картин становились ученые, поко­рители Арктики, «новые люди», занимаю­щиеся промышленным освоением Севера.

В соответствии с правительственным планом в Заполярье был командирован художник М.Л. Гуревич. Он посетил места основного строительства в регионе, учас­твовал в исследовательских экспедициях, где создал многочисленные морские и ин­дустриальные пейзажи, портреты героев арктических экспедиций. Вместе с М.Л. Гу­ревичем фундаментальные социокультур­ные преобразования края запечатлевали художники А.И. Игумнов и В.Г. Тягунов.

покорение Арктики

Тягунов В.Г.Покорение Арктики 1934 г. Картон, смешанная техника (источник)

В 1930-е гг. в регионе в составе научно­исследовательских экспедиций работал московский художник Ф.Л. Решетников, автор графических и живописных пейза­жей, портретов участников экспедиции (в том числе учёного-полярника О. Шмидта), зарисовок экспедиционной повседневно­сти, журнала «Ледовитый крокодил».

Север и Арктика стали главными тема­ми творчества художника А.А. Меркулова. Целые серии картин и рисунков он создал в ходе арктических экспедиций и поездок по Белому и Баренцеву морям.

Индустриальные пейзажи и жанровые картины, в которых сказалось следова­ние общепринятым тогда эстетическим шаблонам, писал московский художник В.В. Крайнев. На строительстве Туломской плотины он разработал тему новостро­ек Мурмана. Работал в Заполярье москов­ский живописец и график Н.М. Григорьев, основным жанром которого стал пейзаж, тема - северная стихия и человек. Мно­гочисленные командировки на Кольский полуостров совершил художник М.М. Бе­рингов, активно разрабатывавший тему пейзажа и натюрморта.

Необходимо отметить, что художники, командированные на советский Север и принимавшие плановое участие в науч­но-исследовательских экспедициях, в ос­новном, работали не в качестве научных сотрудников - рисовальщиков, а как само­стоятельные художники. Их задача состо­яла в том, чтобы «показать дальний Север <...> помочь культурному строительству, дать ему нужное художественное оформ­ление» [1, с. 176].

Однако в многочисленных научно-ис­следовательских экспедициях, органи­зованных открытой в 1930 г. Хибинской горной станцией АН СССР «Тиэтта» и

рядом НИИ, по традиции принимали участие и рисовальщики - художники, в задачи которых входило топографически точно воспроизвести картины природы, этнографически достоверно - костюм и быт аборигенного населения. В 1932 г. по­лярную экспедицию совершил художник, писатель и исследователь Севера Н.В. Пинегин. За время экспедиции он написал большое количество живописных работ. До 1938 г. в составе научных экспедиций работал известный этнограф, писатель, исследователь культуры и быта саамов Кольского полуострова - В.В. Чарнолуский [9, с. 96]. Произведения экспедиционных художников и сейчас не лишены естест­веннонаучного значения и представляют интерес для истории культуры региона.

Развитие Мурманска как города-порта со своей морской культурой в значительной степени определяло направление развития изобразительного искусства в регионе. Важным фактором его развития стало создание в 1933 г. Северной Военно-морской Флоти­лии, в 1937 г. преобразованной в Северный флот, после чего город стал крупнейшей во­енно-морской базой страны. Одновременно с созданием флотилии началось строитель­ство военно-морской базы в г. Полярном. Для прохождения службы на Северном флоте уже в 1933 г. в Заполярье прибыла большая группа художников, отразивших в своих работах важные этапы развития Северного флота и боевые действия в со­ветско-финской войне 1939-1940 гг. Одним из них был художник М.А. Новиков [5]. В 1937 г. на Северный флот был призван жи­вописец В.Г. Баранов, основными в творчестве которого стали морская тематика, история Северного флота, ландшафт и про­мышленное освоение края.

baranovvg

Баранов Василий Григорьевич. Атака морской пехоты. 1940-1950-е. Бумага, акварель, гуашь. (источник)

«Героическая» северная тематика соот­ветствовала задачам советского искусства и нашла широкую поддержку со сторо­ны официальной критики. Художники 1930-х гг. посещали полярные станции, участвовали в экспедициях, изображали ударные трудовые будни. Однако тема по­корения Севера не стала сугубо идеологи­ческим направлением изобразительного искусства. Целый ряд художников, в осо­бенности старшего поколения, обратились к теме «воспоминаний» об ушедшей эпохе. Целые серии работ они посвящали также заполярной природе. Уходящую в про­шлое под воздействием социалистических преобразований «Русскую Лапландию» за­печатлела Н.С. Бом-Григорьева. Ряд работ посвятил поморской старине Н.М. Григо­рьев [1, с. 177]. Поморские сёла Беломорья и нетронутая природа стали основными мотивами лирических пейзажей москов­ского художника В.В. Рождественского [8]. Заполярную природу приезжал писать ху­дожник-пейзажист Б.А. Смирнов-Русецкий. В 1932-1939 гг. в творческие командировки на Север с заданием запечатлеть «стройки коммунизма» ездил живописец и график В.К. Бялыницкий-Бируля. Однако из поез­док художник привозил в основном серии работ в жанре лирического пейзажа.

Модернизационные процессы 30-х гг. XXв. в культуре Кольского Заполярья - железнодорожное строительство, урба­низация - стали ведущими тенденциями в развитии края, оказавшими серьезное влияние на формирование новых форм художественной культуры в регионе. Об этом свидетельствует формирование раз­витой городской культуры [6, с. 92].

На территории региона активно со­оружаются промышленные города - Хибиногорск (с 1934 г. - Кировск), Монче­горск, Кандалакша. Началось активное строительство г. Мурманска. С развитием городской культуры на Кольском полуост­рове большое распространение получили агитационно-массовые формы искусства: украшение манифестаций, шествий, мас­совых празднеств.

В это же время в регионе начался про­цесс развития театрального искусства: в 1933 г. в г. Хибиногорске открылся куколь­ный Театр маленького зрителя, в 1936 - са­модеятельный театр Северной военной флотилии в Полярном и филиал Ленинг­радского БДТ в г. Мурманске, в 1939 г. пре­образованный в Областной драматический театр. Этот процесс способствовал появле­нию нового для региона театрально-деко­рационного искусства, который также раз­вивался в рамках «соцреализма».

В 1935 г. в г. Полярном художником М.А. Новиковым была организована флотская изостудия, которая стала первой изостудией на территории региона. Здесь учились мно­гие художники красноармейской самоде­ятельности. При содействии М.А. Новикова один из учащихся студии - Наум Цейтлин был направлен в Москву в Художественный институт им. В.И. Сурикова, став впоследс­твии известным советским графиком [10].

Становление личностно-креативного типа культуры стимулировало относитель­ную автономизацию художественной куль­туры и порождало необходимость в специ­альных механизмах управления процессами взаимодействия художественного произ­водства и художественного потребления [6]. Самоорганизация художественной жизни

повлекла за собой не только создание новых институциональных форм, но и развитие художественной критики. Началось интен­сивное развитие в регионе экспозиционно­оформительского искусства. Открывались новые музеи, наглядно демонстрировавшие социокультурное преобразование края. С открытием Областного краеведческого му­зея (1926) и Дома культуры им. С.М. Кирова (1932) в г. Мурманске стали проводиться художественные выставки. Одной из первых стала совместная выставка М.Л. Гуревича, А.И. Игумнова, В.П. Тягунова «Арктика в живописи», организованная в 1935 г.

gursm

Гуревич Михаил Львович. Портрет начальника Главного управления Севморпути профессора О. Ю. Шмидта. 1932. Х.М.(источник)
 
 

Произведения художников, работавших на Кольском Севере в период 1930-х гг., экс­понировались также на всесоюзных и пер­сональных выставках.

В 1934 г. в Москве была открыта отчет­ная выставка произведений художников, командированных Совнаркомом РСФСР, Наркомпросом, Всекохудожником и МОССХ, на которой свои работы показали В.В. Край­нев, В.П. Тягунов и другие. Ряд выставок с целью популяризации Советского Севера был организован в Москве: в 1933 г. - «По Советскому Северу»; в 1935 - «Советская Арктика. Советский Север в изоискусстве»; в 1938 - выставка картин художников-полярников «Арктика», в которых принимали участие молодые художники М.Л. Гуревич, Ф.П. Решетников, А.И. Игумнов, В.П. Тя­гунов, А.А. Меркулов и художники стар­шего поколения - Н.С. Бом-Григорьева, Н.М. Григорьев, В.В. Крайнев, М.М. Берин­гов. В 1938 г. в Москве, а в 1939 - в Ленин­граде прошла художественная выставка «XX лет РККА и военно-морского флота», на которой произведения, посвященные стро­ительству, жизни и быту Северного Фло­та показали В.В. Крайнев, А.А. Меркулов, Ф.П. Решетников.

Результатом командировок художни­ков на Кольский Север стали также груп­повые выставки: в 1932 г. в Москве про­шла совместная выставка М.М. Берингова и В.В. Крайнева «3а полярным кругом»; в 1934 г. в групповой выставке «Советская Арктика в произведениях художников» участвовали М.М. Берингов, А.А. Мерку­лов и др.; на совместной художественной выставке 1939 г. в Москве, посвященной встрече папанинцев, ряд работ показал А.А. Меркулов. Одной из самых ярких и масштабных выставок стала открытая в 1939 г. в Москве всесоюзная художествен­ная выставка «Индустрия социализма». Она показывала грандиозность социалис­тического строительства, и целый ее раз­дел был посвящен освоению Севера.

Инновационные волны начали размы­вать традиционные культуры народов ре­гиона. Они стали ослаблять свое влияние на формирование общих культурных тра­диций, уступая позиции быстро растущему городскому населению, и были вынуждены всё больше приспосабливаться к новым об­щественным условиям и видам деятельнос­ти. В начале XX в. существенно изменился этнический состав региона. Прибыли мно­гочисленные энтузиасты-добровольцы, за­вербованные специалисты, чему не в малой степени способствовало изобразительное искусство, а также ссыльные репрессиро­ванные граждане и спецпереселенцы в чис­ло которых входило большое количество образованных людей. Эти люди представ­ляли различные социальные группы, были представителями различных этносов. Они стали личностно-креативным источником культурных изменений в регионе, вследс­твие чего складывался общий интегратив­ный тип региональной культуры, изменя­лись культурные ориентации этносов [6].

Направления развития художественной культуры региона непосредственно связа­ны с развитием в стране народного обра­зования. Открытие общеобразовательных учреждений на Кольском Севере, высших и средних учебных заведений в г. Мурман­ске и г. Ленинграде, для народов Крайнего Севера способствовало развитию в их среде новых форм изобразительного творчества. В Институте Народов Севера, открытом в г. Ленинграде в 1930 г., был организован изок­ружок, позднее преобразованный в художественные мастерские. Изобразительное искусство саамов Кольского полуострова в этот период развивалось в рамках художес­твенного направления, которое получило

название северного примитива, северного стиля. Этот процесс был аналогичен опыту становящегося искусства многих народов Севера. Профессиональных художников в местной этнической среде на протяжении рассматриваемого периода не было.

Подводя итог, можно отметить, что куль­тура Кольского Заполярья в 30-е гг. XX в. развивалась под воздействием глобальных социокультурных процессов, в результате которых к концу 1930-х гг. Мурманская область стала одним из самых успешных в индустриальном отношении регионов. Основой фундаментальных культурных преобразований стали значительные пе­ремены в составе населения и образе жиз­ни северных народов; интенсивное фор­мирование развитой городской культуры; интенсификация взаимодействия разных народов; огромные социально-полити­ческие, урбанизационно-промышленные и научно-технические преобразования; значительная доля интеллигенции; ста­новление профессионального и самоде­ятельного искусства в регионе. В целом художественная культура региона обрела многообразие, сложность и, несмотря на наличие единой государственной идео­логии, отличалась разнонаправленностью ценностных ориентаций социальных групп. Инновационную роль в художест­венном освоении Кольского Севера сыгра­ла плеяда приезжих художников, ученых и исследователей, оставивших уникальное культурное наследие высокого уровня. Их творческая деятельность стала отправной точкой в развитии потенциала местных талантов, продолживших реалистические традиции и обогативших художественную летопись Севера своими произведениями.

Список литературы:

 Васильева Е.В. Художественная культура Русской Лапландии конца XIX - XX веков (Источниковед­ческий и историографический аспекты) / Дисс... канд. культурологии (24.00.02). - СПб.: Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена, 2000. — 21 с.

 Герман М.Ю. Модернизм. Искусство первой половины 20 века / 2-е изд., испр. - СПб.: Азбука-класси­ка, 2005. - 480 с.

 Горький М. На краю земли / Горький М. Полное собрание сочинений В 25 т. Т. 20. - М.: Наука, 1974. - 637 с.

 Каган М.С. Введение в историю мировой культуры: В 2-х кн. Кн.2. - СПб.: Петрополис, 2003. - 342 с.

 Киселев А.А. Мурманск - город-герой. - М.: Воениздат, 1988. - 189 с.

 Мосолова Л.М., Вагинова Л.С. История культуры Кольского Заполярья: курс лекций. - СПб.: Асте- рион, 2006. - 148 с.

 Первый всесоюзный съезд советских писателей. Стенографический отчет. — М.: Гослитиздат, 1934. - 718 с.

 Рождественский В.В. Записки художника. - М.: Сов. художник, 1963. - 218 с.

 Художники - участники экспедиций на Крайний Север: Из собрания музея-архива истории изу­чения и освоения Европейского Севера Кольского научного центра РАН / Сост., ст., коммент. Е.Я. Пация, О.В. Шабалина - СПб.: ГАМАС, 2008. - 207 с.

 Художники Мурмана, 1965-2005: К 40-летию Мурм. обл. обществ. орг. Всерос. творч.обществ. орг. «Союз художников России» / иллюстрир. ист.-биогр. справ. / Ред. совет: М.В. Шевах и др.; авт. текста и сост. Е.В. Иванова, Т.М. Рыжкова; сост. библиогр. указ. С.А. Дячок. - Мурманск: Север, 2005. - 87 с.

 Чегодаева М.А. Социалистический реализм как сакральное искусство // Русское искусство: ХХ век: исследования и публикации / отв.ред. Г.Ф. Коваленко. - М.: Наука, 2007. - С. 540-564.

Источник: Федотова Анастасия Вячеславовна. Журнал.Общество. Среда. Развитие (Terra Humana) Выпуск № 3 / 2010