В самом центре Кольского полуострова между озерами Ловозеро и Умбозеро возвышаются Ловозерские Тундры, или горный массив Луяврурт. По научным данным, ему 350 миллионов лет. Вот что пишет А. Б. Гурвиц, председатель спортивно-оздоровительного объединения «Оптимист», исследователь Ловозерских гор: «В течение последующих десятков миллионов лет извержения магмы из прокола — дыры диаметром 6 км — происходили неоднократно, и каждый новый слой магмы отличался от предыдущего структурой и химическим составом. Так из напластований застывшей магмы вырос базальтовый купол высотой более пяти километров и диаметром 25 км в основании. После чего началось разрушение массива атмосферной эрозией».
К настоящему времени, по его мнению, размеры основания Луяврурта остались прежними, но высота уменьшилась до 1000 м, образовав в центре массива котловину площадью 40 км2 и глубиной 800 м. Вот дно этой котловины и заполнилось водами озера Сейтяввьр, или Сейдозера, куда с гор впадают многочисленные речушки, бегущие из глубоких ущелий. «Снаружи со всех сторон света массив буквально изъеден горными цирками, размерами от одного до двух с половиной километров. В центральной котловине цирки отсутствуют». О них речь пойдет дальше отдельно.
Лежит Сейдозеро в глубокой горной котловине, где сложился совершенно уникальный микроклимат. И если говорить о фауне и флоре этого удивительного озера, то надо начать с того, что окаймляют его вечнозеленые ельники-зеленомошники 200—300-летнего возраста, реже в этих местах встречается сосна.
Произрастают здесь виды деревьев, которые довольно редко встречаются на территории Ловозерского района, такие, как осина и ольха.
Растения, растущие на склонах и вершинах гор, вынуждены приспосабливаться к этим суровым условиям. Постоянное воздействие ветра и снега не дает им вырастать высокими, поэтому ельники лишайниковые очень низкорослые, стелющиеся по земле.
Выше ельника по склонам — березовое криволесье, еще выше — горная тундра и, наконец, — каменная пустыня.
Множество ручейков, берущих начало в горах, собираются в небольшие речки и впадают в озеро.
Сейдозеру нет равных водоемов на громадных просторах Крайнего Севера России в 11 миллионах квадратных километров. Государственный инспектор Мурманского областного комитета экологии И. Кондратович в статье «Спасем ли заполярную жемчужину?» в газете «Мурманский вестник» писал, что интенсивно облавливаемые водоемы области составляют 2—3 килограмма средней рыбопродукции на гектар акватории. Сейдозеро же по данным хоть и двадцатилетней давности в среднем за 15 лет давало 17 килограммов сигов с гектара, а наибольший вылов достигал 35 килограммов с гектара в год! Воды озера низкоминерализованы. Одна из особенностей озера — его высокая рыбопродуктивность. Здесь обитает три вида сигов, которые различаются по срокам и местам нереста, строению жаберного аппарата. И ни с каким другим сигом не спутаешь сейдозерский сиг. Его продолжительность жизни может достигать 15 лет, вес — двух— трех килограммов.
Богата флора этого района. Только редких и исчезающих видов растений, занесенных в Красную книгу, более 50-ти.
В котловине озера обитает много видов животных: медведь, лось, олень, лисица, куница, норка, другие. Разнообразен и мир пернатых. Встречаются крохоли, гагары, гуси, кулики, оляпки, лебеди; из куриных — глухарь, тетерев, куропатки.
Ущелье ручья Эльморайок
Загадки озера Духов
Богата древняя земля саамов на места дикие, сказочные, овеянные различными легендами. Имеет она и свою жемчужину — уникальное, неповторимое в своей красоте, спрятанное в горах озеро Сейдозеро. Если день солнечный, то серебряная гладь озера, укрытая отвесными скалами, спокойна, приветлива; если через ущелье ворвется ветер — ревет, пенится, гудит. И не дай бог оказаться в такое время на озере, лодку в щепки разобьет. И ни про одно из озер не слышала я столько былей-небылей, сколько про Сейдозеро.
Возникает вопрос, почему саамы столько озер называли одним и тем же именем — Сейтяввьр, или Сейдозеро? Многие скажут: так ведь они поклонялись камням — сейдам. Но старики говорили, что нуэйты, колдуны лапландские, запутывали тем самым любопытных, уводя от священных мест. А уж Свято-озеро охранялось особенно. Все знали: есть у саамов чудо-озеро — рыбы полное, а как проехать, дойти до него — не ведали.
В конце 20-х годов, как описывает эти события известный этнограф В. В. Чарнолуский, из бедняков саамов была организована промысловая артель.
Варвару Койбину назначили бригадиром рыболовов. Эта саамская женщина очень хорошо знала озерное рыболовство, строго соблюдала обычаи дедов и на чужие тони, закрепленные за той или другой семьей, не посягала. Но пришедшие на земли саамов коми-ижемцы узнали, где находятся рыбные тони. Подослали в бригаду Варвары Ваньку Кокулева, а он и выведал, где рыбу ловить, открыл и тайный подход к Сейдозеру, а затем из бригады ушел. Осенью 1929 года на все саамские озера пришли ижемцы. Упустили свое озеро саамы.
В годы войны, когда все мужчины ушли на фронт, остались на Сейдозере два старика и женщины. Руководила ими Агафья Ефимовна Галкина. Вспоминала она, что в военные годы давало озеро столько рыбы, сколько за всю свою долгую жизнь уж больше она не видела. Как будто Сейдушка делился с людьми своим добром.
Долгие годы на Сейдозере жила бригада рыбаков. И были в той бригаде и саамы, и коми, и русские. С 50-х годов бригадирствовал на Свято-озере Иван Григорьевич Терентьев — ветеран совхоза «Тундра», участник Великой Отечественной войны, старейший рыбак не только хозяйства, но, пожалуй, и Ловозера. В его бригаде рыбачил и Иван Иванович Юрьев, который хорошо знал повадки рыбы, места скопления сига. Мудрый рыбак частенько советами помогал бригадиру. Как когда-то предки саамов ловили рыбаки неводами серебристого сига, с синим отливом хариуса, золотисто-пятнистую кумжу.
Говорят, зимой в нем среди льда кипят ключи косматые, и птицы, что зимуют на озере, прилетают сюда воды испить, звери разные к тем местам тропы прокладывают. Говорят, озеро двойное дно имеет или бездонную дыру, которую старинная молва измерять не велит.
Бригадир Иван Григорьевич Терентьев сетовал: загадки Сейдозера не раз перечеркивали все замыслы рыбаков, построенные на многочисленном опыте: то выдаст рыбу там, где ее до этого никогда не было, то вдруг вообще закрывает все свои кладовые. Тогда даже традиционно рыбные места возвращают рыбакам пустой невод. «По-моему правильно старики говаривали, будто под Сейдозером есть другое озеро, сообщающееся с верхним. Я сам стоял около той дыры на дне, но так и не решился измерить ее глубину», — делился своими мыслями И. Г. Терентьев.
Существует легенда, что есть место, где Сейдозеро можно вброд перейти. Но не нашлось еще смельчака, кто бы проверил это.
А еще есть предание, что у Сейдушки, хозяина озера, есть три дочери, и одаривает хозяин тех рыбаков богатым уловом, которые его дочерям сделают равноценные подарки (ими служили нити бисера, монеты). Бесшумно лодки двигались, сети не забрасывались — медленно в воду спускались, и при этом не произносилось ни единого слова. И тогда обещал улов быть сказочно богатым.
Мотка залив
Ученый В. Ю. Визе, побывавший в 1910 году в этих местах, написал: «Живут тут только в летнее время так называемые сейдозерские лопари: Кузьма Данилов, Гаврило Захаров, Максим и Федот Галкины с их женками». Максим и Федот — моей родной бабушке Наташе дед и отец будут. Агафье Ефимовне, что в войну на Сейдозере рыбачила, Федот — дядька родной. Из этого воспоминания Визе мы видим, что все лето на Сейдозере жили и рыбачили саамы.
Был там даже своеобразный центр: в праздники съезжались соседи.
Зимой спит Сейдозеро. В древние времена саамы не смели ледяное тело озер протыкать, боясь накликать на себя беду. Об этом говорится в легенде о старом Няле и его сыновьях: «Вынул Нял свой боевой нож и, недолго думая, начал пробивать лед. Ударил ножом в замерзшее тело реки. Немалую сделал нарубку, когда подумал: "Смерть мне придет за это: мать-воду поколол ножом"».
Какой интерес все же вызывает у людей наше Сейдозеро! Для саамов — это религиозно-культовое место. Геологов оно привлекает уникальными минералами. Это прекрасное место для туристических походов, рыбалки. Многих манит необыкновенное явление — «меряченье». Питерец Михаил Жавнерко наблюдал его в 1999 году. Находясь на Сейдозере, он будто бы встретил двойников из жизни. В домик рыбаков, где находился Михаил, приходили люди — точная копия его родственников. Энтузиасты уфологи считают район Сейдозера уникальной биогенной зоной и ищут в его окрестностях снежного человека...
- Загадок у озера Сейдозера и окружающих его Ловозерских гор предостаточно.
Многие тайны происхождения этих магических мест отражены в саамских легендах. Одна из них, почти забытая, об олене Мяннташше, за которым гонится Бог Грома — Аййкь. Далее в легенде говорится, что если первая стрела, попадет в оленя, то это вызовет землетрясение и распадутся массивы горы Саамиедны, а из жерл древнейших подземных вулканов Сейдозера в Ловозерах и долины рек Можжевельниковой и Тульока в Хибинах вырвется огонь, высохнут озера и реки. Если вторая стрела попадет в лоб оленя, разольется огонь по всей земле. А когда же собаки охотника Грома — Аййкь набросятся на оленя, и он вонзит ему нож в самое сердце, тогда упадут с неба звезды, погибнет Солнце и наступит конец мира.
А может не все в этих легендах вымысел? Может, первая стрела Аййке уже достигла золоторогова оленя Мяннташша? И всего лишь на время заснул древний вулкан?
Говаривали саамские рыбаки, что вьют на Сейдозере гнезда белые лебеди, и словно не лебеди они вовсе, а души лопских предков, с ранней весны до поздней осени охраняющие озеро от недобрых глаз. Вода в озере такая, какой, пожалуй, не сыскать нигде. Особенная, уникальная, с низким содержанием солей. Экологи, взяв пробы из Сейдозера и сделав анализ воды, выяснили: здесь она не условно, а безусловно, чистая. Пей — не напьешься!
Тесно соседствуя с поморами, саамы переняли от них и русские языческие праздники. Например, день Ивана Купалы. И саамская молодежь, как бывало на Руси, на Свято-озере цветущий папоротник искала. И горели в эту ночь костры купальские, очищая от болезней прыгающих через них саамов. Зачатый на озере Духов в Иванову ночь ребенок считался священным дитем. И с трепетом люди обливались водой священного озера. А саамская молодежь в старину искала травы особые, заговорные, которые по зиме заваривала и втайне от взрослых пила.
Поразительна осень сейдозерская. Такое разнообразие красок, что возникает состояние опьяняющей радости от сочетания звенящей яркости листвы и голубизны озера. Вода Свято-озера силой наполняет.
В первом своем интервью о Сейдозере с Александром Борисовичем Гурвицем, который с 60-х годов совершает постоянные путешествия в Ловозерские Тундры, а именно в район Сейдозера, спросила:
— Как вы считаете, это место — чаша вулкана?
— Разумеется. Об этом говорится и в Атласе Мурманской области...Гурвиц, приходя на Сейдозеро каждый год, изучает биоэнергетику этих мест. По его словам, вся земля схематично поделена на белые и черные поля. Черные представляют собой геопатогенные зоны, то есть зоны, где человек испытывает постоянные стрессы, часто и серьезно болеет и, наоборот, белые — являющиеся биогенными стимуляторами.
Геопатогенные зоны всегда назывались гиблыми местами или местами, проклятыми Богом, которые люди обходили стороной. А Сейдозеро, по его мнению, является уникальным для пополнения жизненной энергии человека.
Побывав на Свято-озере, вновь ощущаешь: живое оно! И вода, и горы, и растительность. Все как будто смотрит настороженно: не причинишь ли вреда? И наступая на березки карликовые, что под ногами к земле пригибаются, просишь прощения, потому как опираешься на них всей своей тяжестью. По склону на гору карабкаешься, просишь ветви деревьев держать крепко-накрепко, не дать сорваться вниз. Ступаешь на камни влажные да мшистые — просишь их прочно лежать, не дать поскользнуться. В моей же памяти Свято-озеро сохранилось крошечным — разместить на ладони можно. Было оно для меня словно родовая вотчина, моя собственность. С таким сознанием все годы и жила. Вот ведь странно: в детстве все кажется большим и значимым.
И небывалое удивление пришлось испытать, когда увидела с вершины горы все величие сейдозерское. И уж не ты большая, а озеро! Это оно наполняет тебя своей непостижимостью. И нет страха перед этим величием, только огромное чувство благодарности Господу, создавшему такую красоту, перед которой дух захватывает!
Прекрасно, когда человек во что-то верит. В моем ощущении Сейдозеро, как пространство любви, созданное в детстве для меня бабушкой. Там всегда чувствую себя совершенно счастливым человеком. И даже, если не бываю на Сейдозере, оно живет в моем сердце, в моей душе. Иду туда на его зов. Знаю, все дороги, все пути откроет Сейд, если захочет увидеть меня. Без этого зова на Свято-озеро не хожу.
Куйва
Каких только легенд не связано с Сейдозером, но самая известная о Куйве! И по всей вероятности ей не менее тысячи лет. Куйва — это наскальное изображение распятого саамского бога — гигантский «петроглиф» высотой в 72 метра. Много легенд о нем сложено народом. Например:
- Куйва — это вполне реальный образ, который живет в параллельном астральном мире. У Куйвы, как у человека, настроение меняется в зависимости от обстоятельств. Сегодня он рад поведению своих дочерей, завтра недоволен проказами какой-то из них и может сорвать свой гнев на любом, как принято у нас говорить, попавшем под горячую руку.
— С Куйвой мы разобрались. А что же такое Сейд?
- Сеййт или Сейды — это духи, представленные астральным миром, и их на Сейдозере множество. Духи озера, гор. Каждый участок горы, каждый каньон, ущелье имеют своего хозяина. В определенное время они даже собираются вместе на свои совещания.
- А может ли Куйва, по вашему мнению, наказывать туристов и путешественников за что-то?
- Вполне возможно. Отношение хозяина места к путешественникам и туристам здесь самое различное. Все зависит оттого, как они себя ведут. Если не ругаются, хорошо и внимательно относятся друг к другу в группе, честны и искренни, значит, могут ничего не бояться — все будет хорошо [1].
Когда Александр Борисович делал снимки Куйвы, его напарник альпинист Михаил Хоминок подошел к Куйве и прикоснулся ладонью к старой породе, которая выступала из стены почти на полтора метра. Он так и не понял, что это, то ли лишайник, то ли нагар. И тут странное тревожное чувство охватило альпиниста. Михаил, сняв с пальца перстень, положил его к подножию Куйвы и поскорей отошел от него прочь [3].
Исследователи Сейдозера дают различные объяснения черному барельефу, образовавшемуся на скале: гигантский петроглиф; старая порода, опаленная солнцем; тень человека на стене, оставшаяся после ядерного взрыва; мифический титан, испепеленный молниями; и что уж совершенно невероятно — это отпечаток сбитого гиперборейского самолета, врезавшегося в скалу.
Непростое это место, одним словом, — Сейтушкино селение, как сказывала моя бабушка. Говорила она мне:
—Примет Сейт — всю жизнь будешь под его защитою, не примет... Лучше бы принял.
В детстве утром, бывало, выйду из чума и слышу бабушкины наставления:
— Умываться к озеру пойдешь — в воду не лезь. Тихонько с Сейтушкой поздоровайся.
И так вот стою я на камушке, а сердечко... Нет, не наклоняюсь, — на колени встаю. Господи! Господи! Кто ты есть, Господи? Может ты и есть Сейтушко? Хорошо-то как! Лучи солнечные из-за горы по воде поползли. Да тут не только говорить, тут дышать грех!
Свершилось! То ли мечта стала явью, то ли чудо какое, только вновь я к озеру подхожу, с Сейтушкой здороваюсь, одариваю его монеткой «серебряной», ниткой бисера и сердцем слушаю — примет меня озеро или нет. Однако приняло! Ждал меня Сейтушко, рад был! Потому как, подойдя к озеру, зримо увидела: поднялся, встал передо мной Сейт прозрачно-молочной тенью и поприветствовал свою уже взрослую дочь.
Голоса птиц над водой словно доносят бабушкины слова:
— Помни, внученька, земля — мать родна. Землю пожалеешь, станешь мудрей. Воду чти, без воды человек, что пень сухой. Воду испьешь — молодость вернешь. Вода рыбку дает, рыбку съешь — умной станешь!
Ущелье ручья Чивруай
Снежный человек
Живет в саамских мифах лесной дух — Мёць-вуйнас (у Н. Н. Харузина — Мёц — хозяин). Темное существо, мохнатое. Людям зла не делает, если те не досаждают ему. Если же они в лесу песни поют, кричат, шум поднимают, то Мёць-вуйнас может рассердиться и дорогу назад не найдешь. Потому-то и говорят старики: лес любит тишину и спокойствие.
Про то, что на Сейдозере люди начинают плутать, рассказывал не один человек. Вот, например, история Мингалева Евгения Михайловича, работавшего долгое время начальником Ловозерского РОВД. Россказням про Сейта он не верил. А однажды с приятелем Александром Ливруком решил сходить через перевал на Сейдозеро (оба увлекались минералогией). Накидали в рюкзак камней и подумали: а почему бы им к Куйве не подойти, коль время есть?
Стоял легкий туман, но это их не испугало. Бодрые и веселые они направились к месту саамского божества. Напрямик километра два, не более. Идут минут двадцать, Куйвы нет, час — нет. Через два часа вновь на то же самое место пришли. Мингалев говорит: «Слушай, Саня, я не пойму, что такое?» «Понятия не имею», — отвечает ему товарищ. А Куйва опять на них через березки смотрит, как ни в чем не бывало. Мингалев предлагает товарищу: «Давай, Саня, еще раз попробуем к нему подойти, ведь рядом же». И вновь та же самая картина. Два часа проходили и каждый раз оказывались у знакомой березки. Уже и смеркаться стало. Не на шутку мужчины перепугались. Уходили на один день, палатки нет, а им еще перевал проходить... Решили больше судьбы не испытывать. И пока не вышли на тропинку, страх их не покидал.
В 1997 году корреспондент журнала «Наука и религия» Евгений Лазарев пришел на гору Сэлсурт в районе Сейдозера. Картина представилась величественной, торжественной. С Сэлсурта Евгений пошел на гору Кемесь-паххчорр. Дошел туда за два часа, осмотрел ее и пошел назад, но тут налетел ветер, все заволокло туманом, а вскоре опустилась на горы и темнота. Евгений укрылся за каменной глыбой и лег в спальник. Когда стало светать, в 5 утра, начал спускаться с горы. Шел быстро, потому как за ночь сильно промок. И так шел до 12 дня. Он точно знал, что должен быть склон, но его не было, одно плоское место. Дул ветер со снежной крупой, и тот отрезок, который он проходил за час, теперь преодолевал за семь часов. Водил туман. Не зря же Сэлсурт переводится с саамского, как туманная гора.
Василий Алексеевич Галкин, многие годы проработавший бригадиром оленеводов совхоза «Тундра», вспоминал, что когда он там жил, то вечером «никому из детей не позволяли шуметь. Для нас это было страхом... После десяти все игры прекращались. Здесь и озеро и горы особые... В общем, боялись. Потом во сне приснится! Ночью озеро отдыхает, и все отдыхать должны. Какая-то вера такая была...». Далее о том же говорила Мария Гавриловна Медведева: «Женщинам строго-настрого запрещали к Куйве ходить, говорили, что внутри у них все окаменеет». Мария Ивановна Захарова вспоминала, что в Сейдозере саамы даже посуду не мыли, только в ручьях. А воду для еды из озера брали не ведрами, а черпали ковшиками и не против, а по течению. Вода в Сейдозере не стоячая, из него вытекает бурная река Сейдяврьегк.
В. Н. Демин в журнале «Наука и религия» описал случай, произошедший с участниками экспедиции на острове Могильном, самом большом острове Сейдозера. Не успели они выгрузиться на запретный остров Могильный (где и по сей день встречаются следы жертвоприношений в виде оленьих черепов и рогов), положили на видном месте аппарат "Киев", а через минуту он исчез, точно испарился. Про остров Могильный у саамов есть легенда о том, что якобы он плавающий, и когда плывет вдоль берегов Сейдозера, на его остром мысу появляется прекрасная Богиня вод, облаченная в лучи света. Она высматривает мужчин, соблазняет их, а затем безжалостно топит в озере.
Автор статьи «Аномальная зона — рядом» Наталья Анисимова пишет о рассказе Олега Кадола, побывавшего с группой исследователей в 1999 году на Сейдозере. Тот рассказывал ей, что когда они разбили палаточный городок у самых «ног» божества, у них сразу все пошло наперекосяк. Все перессорились и, промаявшись с неделю, перенесли свои палатки подальше от Куйвы.
Исследуя наскальное изображение Куйвы, молодые ученые обнаружили, что изображение это вполне естественного происхождения. «Трещины, проточенные водой в податливой сланцевой поверхности скалы. Русла трещин покрыты черными окаменевшими остатками мхов и лишайников, которые и образуют природный рисунок. Одно только непонятно, почему он сохраняется так долго, ведь на сланце постоянно образуются все новые и новые борозды, их сетка очень недолговечна. А Куйва не стареет».
И, наверное, оттого, что в последние годы все чаще стали нарушать покой тундры выстрелы, вой мотоциклов, крики подвыпивших рыбаков-любителей, стало людям казаться, будто бродит в районе Сейдозера снежный человек, прозванный саамскими ребятишками Афоней.
После того, как мы в 1996 году отсняли Сейду, так в народе называют Сейдозеро, и к Мотке пришли, спросил нас Филиппов Максим, который все это время, ожидая, рыбачил на Ловозере:
—Не потревожил ли ваш покой Афоня — снежный человек? Он тут второго дня рыбаков ревдинских от берега прогнал. То свистел, то камнями в их избушку кидался, те еле свету дождались, съехали. Они, говорят, и тень его видели.
Честно говоря, мы были удивлены. Все четыре дня нашего пребывания на озере — ни пес Топик не залаял, ни страх нас не посетил.
Александр Даниленок, скептически относящийся к мистике, дал свое, не терпящее возражений, заключение:
—Медведя увидели спьяну, а крику подняли...
Местные рыбаки и охотники говорят, что и четверо ревдинских ребят в начале 90-х годов погибли не просто так. Убил их якобы снежный человек, или хозяин леса! В те дни, как сообщают они, рыбаки в очередной раз видели его следы, а накануне он выгнал из леса другую группу парней — видимо, зашли не туда, вторглись в запретные места. Одну из версий, по какой причине произошло нападение «хозяина» на четверку ребят, мне подсказал охотник из Ревды, — пишет Вадим Чернобров. По его словам, накануне у знакомого в медвежий капкан попал кто-то посильнее медведя, сломал его и выбрался на свободу. Тут и попались ему ребята. Вероятно, совсем не случайно — один из парней был сыном охотника... Не могу сказать, что в этих рассказах правда, а что вымысел, но одно точно — на лицах всех четырех ребят в момент гибели застыли гримасы ужаса. Об этом мне говорил и Александр Даниленок, который со спасательной экспедицией мальчишек и нашел.
В 2000 году в экспедиции В. Н. Демина участники ее — Андрей Ширен-ков и Роман Сарапин — на горе Куйвчорр попали в туман и проплутали всю ночь в поисках безопасного спуска. Когда спустились к непроходимому болоту, отделявшему их от Сейдозера, вдруг увидели в сотни метрах от себя мужчину с длинной седой бородой и женщину с ребенком. Особенно им запомнилась женщина: кожа белая, волосы белые, одежда белая... Без слов эта троица пошла по самому труднопроходимому месту, свернула в сторону от мужчин и медленно удалилась.
О белой женщине мне довелось уже слышать и от Анны Ефимовны Навохатько, моей двоюродной бабушки, исполнительницы саамских песен, прекрасно знавшей жизнь своего народа, его обычаи и легенды, которая называла эту женщину хозяйкой гор. Кстати, показывалась белая женщина и одному из участников экспедиции Барченко, о чем писал в своем дневнике Александр Кондиайн.
ПРИМЕЧАНИЯ
- Большакова Н. П. Северная Шамбала // Мурманский вестник. — 1997. — 28 августа.
- Верховиков А. Странности озера Сейд // Горняк. — 1993. — 28 сентября.
- Гурвиц А. Б. Загадка озера Духов // Природа и человек. — № 11—12. — 1998.
- Кожевников А. Солнце ездит на оленях. — М. — 1972.
Короткая обувь из койб с загнутыми вверх узкими носками, по-саамски — коаммэ
Данные об источнике отсутствуют