ЦИВИЛИЗАЦИЯ И АЛКОГОЛЬ
Историческинароды всегда употребляли в небольших количествах наркотические средства. Как сказано в Евангелие, уже на смертном |распятии Иисусу предлагалось вино с миррой, дабы уменьшить его страдания. В связи с этим церковь советует причащаться и употреблять и церковный кагор.
В мусульманских странах, где запрещено Кораном употребление алкоголя, разрешается курить марихуану, жевать наркотическую травку, Древние индусы и восточные врачи, учившиеся у своих индийскихи китайских коллег, использовали коноплю (в небольших количествах) для снятия тоски-печали, "просветления" мозгов и в | качестве дара божественного благословения. В средиземноморских странах для этих целей употребляли виноградные вина. В западной Европе - вино, пиво. В России - медово-ягодные и пиво-медовые напитки.
Алкоголь сопровождал цивилизацию на протяжении всей ее истории.В древности мореплаватели всегда брали с собой в плавание бочонки с вином для снятия психоэмоционального напряжения у моряков, вызванного длительным однообразным пейзажем и ограниченным пространством корабля.
В начале средних веков европейские медики вывезли из арабских стран этиловый спирт. Крестоносцы заимствовали этот продукт у своих противников - бедуинов. Впоследствии генуэзским купцам удалось выведать способ приготовления этого напитка, и они довольношироко организовали его продажу, разливая по склянкам и
запрашивая за чудодейственный бальзам неплохие деньги. После падения генуэзской торговли в XV в. тайна изготовления спирта стала известной повсеместно, но спиртное еще долго продавалось как лекарство.
Вскоре напиток стал известен, а затем и популярен и в нашем государстве. Предки наши не всегда увлекались крепкими напитками, которыепредположительно появились в России в 1428 г. (во время правления Василия II). До этого времени обильная еда в обеспеченных семьяхсопровождалась употреблением различных напиткови, впервую очередь, медовухи. По описанию историков, этот напиток не уступал тогдашнему вину по крепости, вкусовым качествам и распространен был повсеместно, как и квас. Водки в России не было вплоть до начала XV в. Крепкие напитки народ в те времена употреблял исключительно по праздникам, да и не каждая семья могла себе это позволить.
В начале XVII в. в Москве появились праобразы европейских кабаков, куда постоянно стекались жаждущие.
Чистота водки, производившейся в имениях русских магнатов Разумовских, Шереметевых, Куракиных, Юсуповых, была столь замечательна, что затмевала известные сорта французских коньяков. Коронованные особы вроде Густава II Шведского и Фридриха II Великого с превеликим удовольствием принимали в подарок от Екатерины II изысканные и тонкие сорта отечественной водки. Государыня посылала водку таким тонким гурманам и знатокам французских вин, как Вольтеру, Карлу Линнею, Иммануилу Канту, Иоганну Каспару Лафатеру, Иоганну Вольфгангу Гете.
Для социалистического государства продажа дешевой водки стала весьма прибыльным делом. Вопросами вредного влияния алкоголя на здоровье трудящихся власть в то время особо не занималась. Ведь у постоянно похмельного и мысли просты и незатейливы. И власть приложила немало усилий, чтобы приучить своих сограждан к немыслимой ранее доступности алкоголя. Как-то полуофициально уже начали считать, что хронически опоенное состояние человека является особым качеством славянской души. И когда грянула "перестройка", вырвавшееся на свободу население повально увлеклось отмечать все подряд праздники, а также собираться по поводу и просто так, с обязательной бутылочкой водки.
В начале 90-х годов в России начали регистрироваться изменения психического здоровья населения в связи с экономическим кризисом, политическими катаклизмами, приведшими к безработице, имущественному расслоению, межнациональным конфликтам, появлению беженцев. Выяснилось, что под влиянием макросоциальных конфликтов у большинства групп населения наблюдается развитие достаточно типичных невротических феноменов в виде депрессии, неврастении, нарушения сна: у одних они носят временный характер, у других затягиваются, постепенно изменяя поведение человека и видоизменяя весь стереотип жизни. Американские ученые обнаружили, что за последние сто лет люди привыкли спать гораздо меньше, и ночной сон сократился на 20%. Изобретение электричества, ускорение темпа жизни, разнообразие вечерних развлечений привели к тому, что люди ложатся все позднее. Специалисты считают, что такой глобальный "недосып" также может быть причиной многих болезней цивилизации. Надо отметить, что в последние годы число подобных пограничных психических расстройств растет во всем мире. Это происходит под влиянием не только социально-стрессовых причин, но и из-за неблагоприятных условий жизни экологических, пищевых, целого ряда экзогенных факторов, сникающих возможности адаптации человека. Следует отметить, что при всех пограничныхпсихических состояниях у человека сохраняется критическое отношение к возникающим психическим рассройствам. Обращает внимание и тотфакт, что в эти же годы стало расти число больных алкоголизмом, токсикоманов и наркоманов. Все это следствие того, что человек, оказавшийся в кризисной ситуации, не найдя из него выход, пытается снять стрессовый прессинг на психику.
Жители западных стран и Америки имеют возможность выбора снятия нервного напряжения медикаментозным путем (слабые транквилизаторы, которые можно свободно купить в аптеке), или пойти в пивной бар, кабак, - провести время в эстетически благоприятной обстановке, выпив там пива или слабоалкогольного напитка. Помимо этого, они могут обратиться за медицинской помощью к врачу-психотерапевту. За рубежом уже стало нормой иметь своего психоаналитика, психотерапевта, с которыми можно посоветоваться, которые помогут или что-то предложат. У нас же можно обратиться только к психиатру (другие специалисты в нашей стране данной проблемой не занимаются), да и то это не принято, так как никто не хочет вешать на себя "клеймо" психически больного. Это связано с тем, что у таких людей и их родственников появляются впоследствии социальные ограничения, обусловленные страхом обращения в психиатрический диспансер. Отечественная медицина не была готова предложить россиянам медикаментозной альтернативы.
Одним из факторов снятия стресса служит человеческое общение, которого у нас не хватает и совсем не ценится в нашей жизни. Поскольку мы сегодня разобщены, часто не с кем поговорить и пообщаться, многие испытывают одиночество. Отсюда тяга к алкоголю, мистическим и религиозным формам общения. После развала лагеря социализма часть населения обратилась к религии, которая также служитфактором отхода от психотравмирующей действительности и, возвращаясь к существующей действительности, более адекватно ее оценивает. Молитва освобождает человека на время от земных забот, невротических ситуаций. Часть населения обратилась к сектантами подалась в секты. Другие ударились в психотропную вакханалию - лечение с экранов телевизоров Кашпировским, Чумаком и т.д. Однако большая часть населения пошла по "традиционному" для России пути - увлеклась спиртным.
В истории человечества неоднократно предпринимались попытки бороться с пьянством, считая его большим злом. Вспомним хотя бы знаменитый "сухой" закон, введенный в США в 20-е годы, или подобный закон в Финляндии. В настоящее время в Финляндии действует довольно жесткое алкогольное законодательство. И, тем не менее, население этой страны нашло остроумный способ, как обойти данное препятствие - жители из приграничных районов приезжают на кутежи в Россию. Предпринимаемые в странах меры по борьбе с алкоголизмом не избавляли население от пьянства, а лишь приводили к развитию контрабанды и налаживанию подпольных производств алкогольной продукции. Так, в 1916 г. в России действовал "сухой" закон, но, как стало известно в наше время, царский двор не гнушался пользоваться услугами контрабандистов, доставлявших спиртное. Это выяснилось после обследования шведской шхуны "Йонкепинг", следовавшей в Россию и потопленной кайзеровскими подводниками. На ней перевозили бутылки с шампанским. А тем временем подданные царя увлеклись изготовлением браги и самогона.
Для борьбы с пьянством в некоторых странах Европы применяли оригинальные методы борьбы, но население всегда находило выход из положения. Интересный способ борьбы с пьянством во Франции ввел еще 200 лет тому назад Наполеон Бонапарт в домах для престарелых и санаториях для ветеранов (наподобие монастырских лечебниц), при которых жили врачи-интерны [18]. При Наполеоне было замечено, что врачи-интерны, вынужденные вести почти монашескую жизнь, искали и, как водится, находили утешение в вине. До императора начали доходить жалобы, что уже после обеда медикусы с трудом держатся на ногах, а после ужина в массовом порядке падают под дубовые столы и добудиться их ночью не представляется возможным. Ввести в столовой "сухой" закон не позволяло французское воспитание, и Бонапарт запретил в больницах держать штопоры. Разве такие пустяки могут остановить неутомимых искателей "истины в вине"? Интерны нашли выход - стали отрубать горлышко бутылки ударом столового ножа. Обнажившаяся пробка затем вытаскивалась зубами. Так появилась традиция сабрирования бутылок (сабрировать - от французского слова "сабр" - сабля).
В России с давних времен понимали необходимость борьбы с пьянством. Трезвенное движение имеет свою историю. Первые общества трезвости появились в России в 1858 г. Указом Святейшего Синода 1889 г. духовенство призывалось к борьбе с народным пьянством. К началу 1911 г. в Российской империи насчитывалось 1767 церковных обществ трезвости, в которых состояло 498-685 человек. Представители духовенства участвовали в работе 1-го Всероссийского съезда по борьбе с алкоголизмом (С.-Петербург, конец 1910 - начало 1911 гг.). Определением Святейшего Синода (март 1914 г.) ежегодно 11 сентября в России отмечался церковный праздник трезвости.
Трезвость... Под нею протоиерей подразумевает не только воздержание от спиртного, но и целостное христианское устройство жизни, приводящее человека к гармонии с самим собой, окружающим миром и предохраняющее его отподавления темными силами. При этом он часто повторяет предупреждение апостола Павла: "Бодрствуйте, трезвитесь, яко опасно ходите!"
В Советском Союзе в 1978 1979 гг. проводились общегосударственные мероприятия по усилению борьбы с пьянством, что привело в 1980 году к сокращению производства водки, ликероводочных изделий и плодово-ягодных вин. На протяжении всей истории велась борьба с самогоноварением. Это было связано не только борьбой с пьянством, но и за монополию государства на производство алкоголя. Государство зорко следило за тем, чтобы не нарушалась его монополия на производство спиртного. Эта монополия несколько раз вводилась и отменялась: первая в 1474-1605 гг., вторая - в 1652-1689 гг., третья - в 1697 -1716 гг., четвертая - в 1894-1914 гг., пятая - в 1924-1992 г.г., шестая - в 1993 г. и седьмая - в 1998 г.
Очередная антиалкогольная кампания началась в 1986 г., когда вышлопостановление ЦК КПСС "О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма».
К 1987 г. производство водки и ликероводочной продукции по сравнению с 1984 г. сократилось на 56%, что резко отразилось на увеличении потребления самогона, а впоследствии привело к росту токсикомании. В качестве суррогата алкоголя население стало употреблять разнообразный ассортимент спиртосодержащих жидкостей: лечебные настойки, лекарственные формы для наружного применения, одеколоны, лосьоны, зубной эликсир, дезодоранты, препараты бытовой химии (антистатики, клей БФ, стеклоочистители) и т. К суррогатному алкоголю относится и злоупотребление низкокачественными креплеными винами, так называемыми в народе "бормотухой", "чернилами" и т.п.
Таким образом, предпринимаемые периодически попытки некоторых стран справиться с пьянством приводили к тому, что победа всегда оставалась за "зеленым змием". В связи с этим необходимо сделать правильные выводы. Вино исторически сопровождало человечество и твердо вошло в его образ жизни. По-видимому, обществу нетнеобходимости предпринимать очередные попытки отучить населениеот привычки употреблять алкогольные напитки, а следует пропагандировать культуру питья, которая подразумевает употребление качественного продукта в разумных количествах и в эстетически благоприятных условиях.